Куклотерапия: функции и значения в нашей жизни | Помощь психолога в СПб

Куклотерапия: функции и значения в нашей жизни

Кукла играет роль промежуточного объекта, связывая человека с миром и адаптируя его к миру.

Кукла адаптирует нас к миру, к людям, к разным меняющимся ситуациям. Она вносит коррективы в эмоционально-волевую сферу человека, в интеллектуально-мнестическую, делая это в обход психологических защит, через первую сигнальную систему.

Куклы – переходный объект к родителям.

Имеет место смена, перевертывание ролей.В процессе психотерапии кукла помогает принять родителя, а через него весь остальной мир людей. Формируется фигура с цельной натурой, обладающая ответственностью, стабильным супер ЭГО.

Кукла обеспечивает гомеостаз и развитие внутреннего мира человека, его психологической сферы.

Куклы – это межличностный и межчеловеческий язык взаимодействия людей, культур, исторических цивилизаций, генетических корней. Куклы находят при раскопках, передают из поколения в поколение, изобретают, сотворяют, сжигают вместо людей на кострах, спасают от пожара (пёс нес большую куклу – рассказ), шьют сами, дарят детям и взрослым.

Кукла на окне image20141
image25
image26

Куклы регулируют, транслируют и принимают, трансформируют, развивают человека по всем направлениям восприятия. Они – полимодальный универсальный рычаг развития человечества.

В облике куклы заключено ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ эпохи, ситуации, истории, отдельного события, мгновения и места.

По облику куклы можно судить о времени и месте её происхождения и действия. Она открывает целый пласт информации и полный объем чувственного восприятия.

Кукла отличается дополнительным привнесением родительской роли, а значит разрешающей, ибо она же принадлежит ребенку, значит она на его стороне. Кукла учит принимать решения, делать выбор. Овладев в детстве черно-белым контрастом (разрешением и запретом), гротеском порой, человек осваивает остальные нюансы чувств и сообщений, их цветность. Стоит сделать выбор, рождаются новые чувства, уже не черно-белые, а более сложные, меняющиеся, жизненные.

))) Кукла – квинтэссенция минуса и плюса, она гасит то и другое, рождая новое. Она сильна и беззащитна одновременно. В кукле ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ВРЕМЯ. Человек забывает о реальности, окунаясь в мир игры. И выходит в мир более сильным.

 

Должна быть проницаемая граница между человеком и миром. Эту функцию гомеостаза выполняет кукла. Она является проницаемой границей между людьми, в человеческих отношениях, задавая им чувство границ – близости и отстраненности. Но везде она остается одна и та же, ибо граница всегда линия между внутренним и внешним, она одна является водоразделом двух пространств. Кукла антропоморфна, она одна и та же, как человек по своей сути.

Именно поэтому человек испытывает незабываемые чувства к куклам, реагируя на них в любом возрасте. Куклы воспринимаются нами полимодально, воссоздавая целые времена, пространства, ситуации, иногда они воспринимаются как живые, рождая острые и сильные чувства.

 

Причем, интересно, что куклы-животные тоже наделяются человеческими чертами. Вступают в силу законы аллегории. Возьмите мягкие игрушки, резиновые пищащие. Возможно, проходят какие-то этапы эволюции или филогенеза. Одушевление животных. Они становятся помощниками человека. Они лишены человеческого, но сильны в чем-то другом, в передаче аллегорического значения.

Здесь переплетается игра и искусство, теория и практика, отыскивается точка гармонии. Хорошо проверенное старое и новое, рискованное, случайное. Разорванное слово на слоги, повторы, эхолалия, ЭХО, лепет куклы, далее аллегорические сопоставления, иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ (лиса – хитрость, медведь – сила), персонификация человеческих свойств и качеств.

 

Происходит сопоставление человека и куклы, двух версий, мыслей, тем, рождается метафора – появление  нового посредством двух линий логики. Сталкиваются две мысли, рождая новую, плюс чувство встречи этого нового, реакция на новое. Определенную роль, несомненно,  сыграли куклы, в порождении речи путем чувственно-образного полимодального сообщения конкретной направленности – все эти факторы присутствуют в кукле.

Куклы полезны в логопедии, при лечении зависимотей, проработки проблем, освоения коммуникативных навыков, для образования, преодоления возрастных кризисов.

Куклы играют важную роль в преодолении человеком возрастных кризисов, они помогают принять новое, сохраняя поддержку старого, делают переходные периоды в жизни человека менее болезненными, делая его более стабильным, т.к. кукла выполняет роль прошлого времени, как бы задерживает в детстве, в игре, облегчая переживание стрессовых ситуаций, возрастных кризисов в том числе. Вспомните игры с питомцами в интернете, игры с ролевыми функциями, причем осваиваются все роли, герои-куклы виртуальные, живут и действуют. Питомцы несут печать владельца.

Куклы спасают от игровой зависимости, ибо имеют радикал игры, но и творчества-перехода, а не тупика, не символическая цель, а достаточно конкретная. Это родитель, которого принимают, ибо играют с ним, принимают в игру на оптимальном уровне метафоры, а не на знаках, речь в игре метафорична, а не разорвана до жаргона и мата. У игрока происходит принятие родителя, минуя корковые центры, в игре. Можно прорабатывать травматические ситуации и учить любить себя самого, понимая и сочувствуя своему родителю. Можно проиграть кукольный спектакль по детскому сюжету с режиссером-психотерапевтом, который обратит внимание на важные моменты сценариев. Это эффективнее, чем психодрама, т.к. более опосредовано. Можно поставить непрямой сценарий, а общий, более абстрактный. Причем игрок должен сам сделать куклу, привыкнуть к ней.


  • Кукла появилась у древних народов как замена значимых объектов (скульптуры богов, людей, деревянные фигурки, глиняные и каменные изваяния), в них вкладывалось чувство, которое не могло быть изменено без боли. Кукла лечила боль. Кукла утоляла печали, принимала невысказанные чувства, помогая как раз высказыванию их, вызывая реакцию человека на себя. Причем, создание куклы сопровождалось эмоциями, они вкладывались в куклу, она становилось ПОСЫЛОМ другому человеку, и в этом смысле

КУКЛА – первое послание, первое полимодальное письмо одного человека другому или же самому себе. Коммуникативная функция куклы, пожалуй, главная. Оттачивая чувства людей, концентрируя их на одном рукотворном объекте, кукла активировала прицельно определенные зоны коры мозга. Можно предполагать, что на зонах коры мозга проецировалась КУКЛА, части человеческого тела, соединенного воедино, изображение куклы «впечаталось» в мозг.

 

Девочка, идя в театр на балет берет Барби с подвижными суставами, чтобы вместе с ней соответствовать движениям балерин. В киосках Кипра продают Афродит. Древние греки ваяли богов Олимпа, чтобы иметь посредников перед Зевсом. Древние люди делали каменных идолов, знаковость силы и твердости своего присутствия на земле и послушания, преклонения, почитания богов, олицетворявших силы природы. Интересно, что по мере развития истории, фигурки кукол делались всё более подвижными, словно отражая возраставшую смелость человека перед миром.

Кукла создает контакт с объектами мира (люди, предметы, ситуации), она становится информационной и эмоциональной связью, в то же время стимулирует мышление и волю, движение человека в обществе и природе, т.е. действия. В ней концентрированно закодировано пространство и время различных связей. Это является энергетикой куклы, её Душой. Она связует, а человек и мир, так или иначе, откликаются на эту связь.

Таким образом, люди, куклы, мир становятся спаяны, едины, как один организм. Причем куклы пронизывают силой, позитивом, радостью, оживлением, вниманием, контактом, близостью, звуком. При этом имеется обилие ассоциативных, синхронных связей, метафоричности и звучания: говорят люди, шумит мир, куклы дирижируют, облагораживают, воспитывают, смягчают, делают сильнее и энергичнее.

Кукла – мишка, медведь, ведает медом, знает, где сладость. Девочка радуется подаренному медвежонку, медвежонок на цветах в метро после террористического акта, Олимпийский мишка улетает. Возможно, куклы улетят в небо, как улетел Олимпийский мишка. Почему люди плачут, когда он улетает. Жалко, что закончилась Олимпиада? Или жалко расставаться с куклой – мишкой? Выплакав слёзы, люди становятся сильнее, сила мишки приходит к ним.

Куклы уйдут, выполнив свою функцию сплочения и гармонии для человека. Появятся другие куклы, которые будут стимулировать людей на проявление новых гармоничных чувств.

Страница     1    2    3