Невыносимый бархат

Психолог СПб   Знаю, что многие люди не переносят определенные звуки. Кто-то не может слышать, как гвоздем водят по стеклу (так у нас в школе мальчишки доводили одну девочку), а кто-то не может перенести звука рвущейся бумаги, а кто-то еще чего-то. Разные бывают случаи, а вот со мной происходит что-то странное, если при мне погладить бархатную диванную подушку или просто провести рукой по бархату или плюшу. Я тогда просто взрываюсь, прошу, чтобы прекратили, ухожу из комнаты. В эти моменты собой просто не владею, настолько мне это неприятно. В магазине увидела, как покупательница трогает бархатное платье. Так со мной такое сделалось!

   Меня саму пугают такие проявления, но я ничего не могу поделать. В горле у меня появились неприятные ощущения, все время першит, невропатолог прописал мне пустырник пить три раза в день, но это мало помогает. Подскажите, что мне делать?

Смирнова Раиса, 28 лет, г. Архангельск

   КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

   Здравствуйте, Раиса! Очень актуальное и важное письмо вы мне прислали. Поднятая вами проблема, возможно, знакома в разной степени каждому. Значит, задуматься над ней будет интересно и полезно. Сначала поймем ее суть и значение. Иногда понимание, пережитое эмоционально, излечивает от проблемы. Это происходит в том случае, если формирование истоков болезненных явлений происходило в сознательном возрасте, ближе к 5-6 годам. Тактильные ощущения важны и являются главными в более раннем возрасте – до 2 лет. Именно по ним ребенок судит о добре и зле, опасности и привлекательности мира, формирует понятие приятного и неприятного.

   Что же неприятного в плюше и бархате? Бархат и плюш – это не мех, которым можно долго играть, зарываться в него, слегка касаться, гладить и согреваться. И не гладкая поверхность, которая понятна и доступна четкому ощущению и оценке, легка для непосредственного восприятия. Другое дело – плюш или бархат. Из них делают шторы и чехлы для мебели, перчатки и тапочки, нам известны бархатные маски на маскарадах, для торжеств и официальных приемов из бархата шьют платья и пиджаки. И еще мы знаем плюшевых мишек, традиционную игрушку прошлых лет.

   В чем же секрет плюша и бархата? Да в том, что это ткань, держащая на дистанции, создающая некоторую отстраненность и неопределенность. Когда тебя гладят бархатной лапкой, пожалуй, сначала приятно, но, точно, не очень спокойно. Думается почти сразу: «А что же будет дальше? Не появятся ли коготки?» Если эта монотонность и однообразие затягивается, возникает ощущение дискомфорта и далее болевое, интенсивность которого быстро нарастает до той непереносимости, о которой пишите вы, Раиса. Надо сказать, что любое долгое монотонное ощущение из приятного в начале переходит в неприятное, а затем – в болевое. С «бархатным» восприятием это происходит сильнее. Человек ждет определенности от подобных поглаживаний, а ее нет, в то же время эти поглаживания переносятся дольше и как бы подчиняют, призывают к послушанию. Обращаю ваше внимание: не греют и веселят, не царапают, а именно гладят и все. Как бы не отпускают, но и не впускают. Долго выдерживать такое невыносимо. Формируется сильная реакция протеста.

   Что означает такая реакция на бархат и плюш? Это может означать только то, что «политика поглаживаний» не для вас. Вот и все. Неважно, в детстве ли это сложилось, когда вас не обижали, но и не купали в потоке бурной любви и радости (что жизненно необходимо каждому ребенку), или это проявилось позднее от сложившихся неплохих, но до боли и протеста надоевших, дистанцированных отношений, которым точно полагается быть либо теплыми и глубокими, либо – никакими, т. е. прекращенными.

   Итак, что же делать?

 1. Оценить имеющиеся отношения и определить среди них «плюш и бархат». А затем изменить их или закончить. Короче – прояснить и сделать приемлемыми, так как сейчас они – неприемлемые, но вы боитесь их менять. А может, это и в голову не приходит, так как они давние и привычные, а реакция протеста перешла на непереносимость бархата. Так часто бывает. Проблема находит свое выражение в каком-нибудь знаке, симптоме. А знаки для того и существуют, чтобы их опознавать.

  2. Поработать со своими чувствами и ощущениями. Для этого возьмите 10-12 кусочков разных тканей и меха. Это должны быть: мех песца или лисы, кролик, овчина, норка, ондатра, пуховой платок, шерсть, джерси, штапель, шелк, капрон, вуаль, шифон, кожа. Сложите эти кусочки в глубокую коробку. Завяжите глаза, доставая эти кусочки, наощупь изучите их на прикосновение к лицу, на запах. Хорошо, если появятся образы, воспоминания, не торопитесь, вчувствуйтесь в них. Занимайтесь этим недели две, каждый день, можно вечером, когда торопиться никуда не надо. После этого следует выпить крепкого сладкого чая. Затем положите в коробку кусочки разного по мягкости бархата, плюша, велюра и замши и тоже перебирайте с закрытыми глазами. Если растревожитесь, скажите про себя или вслух: «Это просто тряпочка», — и опустите в тазик с водой и постирайте ее. Вода смоет остатки тревог и боли. Главное – дать себе разнообразие ощущений, почувствовать их важность и свою власть над ними.

  Спасибо вам за письмо, Раиса! Возможно, оно поможет и другим обнаружить «плюшевые» отклонения в своей жизни.