Творческий процесс художника Николы Зверева (аналитический рассказ)

Психолог СПб

  «Кто-то плачет, кто-то смеется, кто-то кайф

 ловит… Равнодушным никого не оставляем.»

  Творить, совершенствовать, менять мир – такова задача искусства. Художник Никола Зверев делает это напористо и мощно. Картины его смелы, необычны, трогают душу и толкают людей на энергичные действия.

  Как это происходит? В чем секрет творчества художника? Почему я пишу эти строки? Ведь я, в первую очередь, врач, мне нравится лечить людей, избавляя их от проблем. Почему во мне просыпается аналитик? Мне хочется узнать, как художник делает, по сути, то же самое, что и я. И неизвестно, чья скорость выше, психолога-аналитика, годами работающего с человеком, или Николы, художника, запускающего в человеке удивительные процессы освобождения.

  Как же он это делает? Что происходит в процессе творчества?

  На первом этапе идет знакомство  с человеком. Оно может быть долгим , давним, или быстрым, коротким. Идет узнавание, общение, жизнь. Человек проявляет себя так или иначе, задевает натянутые струны души художника, касается чутко реагирующих точек его личности, вызывает чувства.

  Надо сказать, что художнику дано от природы чувство нормы, баланса, равновесия , чувство красоты. Если этот баланс нарушается, художник воспринимает это, как толчок к творчеству, к наведению порядка, гармонии.

  Он наносит на холст белый грунт, это экран, куда лягут пропущенные через душу и ум творца впечатления от встреч с действительностью. Работая, Никола располагает плоскость полотна горизонтально, тогда на него будет точно отброшена тень его боли от соприкосновения с жизнью, с тем, что он увидел, и на что откликнулась его душа. Душа тонкая и чуткая, как и полагается душе мастера. На полотно проецируется понятый и принятый посыл от изображаемого объекта. Художник подобен прозрачному кристаллу. Он бережно доносит туда всё самое ценное, хрупкое и уникальное в человеке – миг его жизни, его индивидуальность. Пространство картины изменено, глубина его плотна и непрозрачна. Это приближает к зрителю, выталкивает изображение вперед, делает неизбежной встречу и рождает ответственность за состоявшийся контакт. Такой элемент творчества не дает ускользнуть в бессознательное четкому впечатлению, чувства не погружаются в фон. Сознание вынуждено пробудиться и включиться в процесс переживания картины.

  Творчество Николы Зверева напоминает сновидение. Сновидение так же использует для построения своего сюжета дневной остаток – события прошедшего дня или вереницы дней, созвучные ассоциативные образы из прошлого. В творчестве Николы предварительное общение с человеком выполняет эту роль или функцию дневного остатка.

  В процессе сновидения происходит разрядка полученного за день дискомфорта, сдержанных чувств, несказанных слов, несостоявшихся действий, осуществляются наши глубинные желания. Душа обретает удовлетворение. Запретные желания во сне окрашены тревожными чувствами, но тоже осуществляются, преодолевая страх, затормозивший действия в бодрствующем состоянии днем.

  На полотнах Николы мы видим движения души художника, его творческий мир. Он показан всем, и мы можем присоединиться к нему. Мы делаем это. Равнодушных нет. Мы видим будущее, ведь сон ещё в древности рассматривали как предсказание (Артемидор).

Мы живем жизнью картины, нам делается больно или смешно, страшно или нас охватывает блаженство. Мы устремлены в поток эмоций, водоворот чувств. Когда накал эмоций достигает вершины, мы начинаем думать. Это общее свойство творений – пробуждать ум. Полотна Николы подобны сну, перекидывающему мостик в жизнь, в реальность.

  Мы видим на полотнах людей, дома, птиц, видим и остро чувствуем мир во всей его красоте и в его разбалансе. Мы переживаем это. Уже мы сами хотим навести порядок вокруг и в самом себе.

  Это правда, — картины Николы очень активны и быстро включают мысли. Очень не хочется, чтобы было что-то не так, и это толкает к действию. Творческие желания осуществляются в реальности. Сон остается на полотне, чтобы пробудить каждого, кто посмотрит на него. Психоаналитикам известно, что человек пробуждается от сна, путая его с реальностью, в тех случаях, когда подобные чувства уже были пережиты им в жизни  при тех или иных обстоятельствах. Именно поэтому, каждая картина Николы находит своего зрителя. Каждый безошибочно пробуждается от кошмаров или восторгов своего сна.

  Исполняет желание, считанное и переданное Николой, уже сам зритель. Причем, исполняет осознанно, со знанием дела. Итак, желание определенных художником необходимых перемен осознается и реализуется. Так устроен человек. «Сновидение, -сказал Фрейд, — это королевская дорога в бессознательное». Творчество художника – та же дорога,  ведущая не только туда, но и возвращающая обратно, из бессознательного к сознанию и созиданию.

  Каждый настоящий художник творит чудо, и это чудо – сам человек, сильный, красивый и свободный. Более свободный, чем до знакомства с творчеством Николы Зверева. Словно пробужденный от сна, полный сил.

Познакомиться с миром своих желаний, опознать их, превратить в стремления помогают другие картины Николы – картины с масюликами. На них мы видим масюликов с зимородками, щебечущими на одной ветке, с рыбкой, прижатой к груди масюлика, слившиеся на качелях – это  жизнь наших желаний – формирующихся, конкурирующих, стремящихся к цельности, сдерживаемых разумом, но имеющих право быть.

Вот они, наши изображенные желания. Кто-нибудь мог их  видеть на холсте? Воочию, перед собой, а не в себе. Люди, дома, цветы – это осуществляемые или реализованные уже желания. А эти – масюлики – новорожденные, точнее, зародившиеся желания. Свет, тепло, любовь, тишина, музыка, слова, дела – всё это среда для их развития. Желания надо признавать, радоваться им, смело встречать и претворять в жизнь, напористо и целеустремленно.

  У масюликов зачаточные руки и ноги, похожие на неразвитые крылышки или плавники рыб. О них, масюликах-желаниях, хочется заботиться, быть с ними, чувствовать их, радоваться их появлению и наслаждаться ими, верить в них и любить. Они ведут нас по жизни. Отсутствие их воспринимается как печаль или боль. Душе больно не иметь желаний. Стоит согреть душу, и она родит желание, захочется  расправить крылья, поднять руки, дотоле плетями упавшие вниз, и действовать.Разные они ,масюлики, — масюлик, протягивающий руки к солнцу, усталый возвращающийся в море, с саламандрой, живущей в огне, с рабами, живущими в море…

  Не понятна была сначала картина с масюликом и черной слезой. Она рождала чувство страха, и масюлик был рядом с художником… Он прилепился и не мог отделиться , он обнимал и прощально касался руки художника, глаза которого слепила слеза…

  Прояснилась она неожиданно, по аналогичному сильному чувству.

  Я сидела в метро, и по вагону прошел парень, безрукий по самые плечи (в прорези рукавов пятнистой десантной формы виднелись запавшие вглубь тела шрамы, на тех местах, где должны были быть руки).

  В глазах сидевших – боль, страх, жалость. Не унижающая, а сострадающая и человеческая жалость. Сердце хотело вырваться из груди от тяжелого ужаса. А по моей щеке потекла слеза. Я не видела её, но поняла, что она – черная.

  Он мог бы работать, жестикулировать руками, крутить руль автомобиля, обнимать женщину и гладить по головке дочь или сына. Он мог бы держаться за поручни. Вагон поехал, и я боялась, что он упадет. Он не упал.

Желания, простые и естественные были невыполнимы. Так бывает, когда мы должны признать, что что-то не смогло сбыться, что-то никогда не состоится, что утрату надо принять и, переждав холод и тяжесть в груди, жить дальше. А желание – масюлика просто помнить, простившись с ним.

  У парня никогда не вырастут руки. Мы никогда не вернем время, не повторится первая любовь, не будет молодой мама, не осуществятся какие-то планы и мечты. Но мы будем идти вдаль, идти по дороге времени и растаем за горизонтом в небе.

  Вести нас будут наши желания – сначала маленькие, юные совсем масюлики, а потом они вырастут и превратятся в дела, в мир, окружающий нас, их почувствуют другие люди, зараженные энергетикой масюликов. Люди поймут, что они похожи, похожи своими желаниями-масюликами. Люди почувствуют, что они – свои. На земле станет меньше страха и больше добра. Ибо, все люди похожи, хотя часто этого не поймешь и зачем-то топорщишь перья, как испуганная птица, или бьешь хвостом, как выброшенная на берег рыба.

  Масюлики – это универсальный язык, понятный всем. Без слов. Без жестов и мимики. Знакомый глубинам нашего существа и прочувствованный нутром человека.

Удалось ли мне понять секрет творчества художника? Не знаю. Тайна, приоткрытая сегодня, завтра снова может стать загадкой, как новый сон или новый день.

PS. Пока  писала эти строки, я поняла, что хочу иметь образцы картин (вероятно, всех) для психодиагностики и арттерапии.