Сказкотерапия — помощь психолога

Помощь психолога  Сегодня мы будем говорить о помощи психолога – сказкотерапии. Сказкотерапия – направление практической психологии, которое используя сказочные образы, и иносказательный язык, позволяет людям лучше осознать самого себя и построить доверительные отношения с окружающими.

  Это особенно важно сегодня, когда жизненные сложности и тревоги заставляют  думать об удовлетворении основных  человеческих потребностей – в крове, еде, отдыхе, тепле. Сейчас важно не забыть о том, что есть сказка. Почему важно? Да потому, что сказка во все времена помогала человеку жить.

  Сказания о страшных чудовищах и могучих богатырях, злой бабе-яге и снегурочке, золотой рыбке и жар-птице давали незабываемый пример силы духа и борьбы со злом. С самых ранних лет, одновременно со вкусом материнского молока, ребенок учился чувствовать и понимать вкус победы добра над злом. Это действительно работающий метод помощи психолога.Сказки учили преодолению трудностей, терпению и смекалке, поддерживали в трудные минуты и дарили мудрость, без которой немыслимо развитие, воспитание, плодотворная жизнь и спокойная старость.

   ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ — ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод помощи психолога, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой ясным становился смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребенку.

Помощь психолога

  Часто бывает, что у ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребенка вопросы. Например, трехлетний малыш без конца просит дедушку, с которым остается дома, когда мама и папа уходят на работу,  читать сказку о Серой Шейке, раненой уточке, которая не может из-за своей беспомощности улететь со своей стаей в жаркие страны, остается зимовать в замерзающей полынье  и боится погибнуть. Подумайте, почему ребенок выбрал именно эту сказку. Возможно, он, как уточка, переживает какие-то страхи – остаться  без родителей, чувство беспомощности предпринять что-то самому, болезненно переносит ожидание. Читая сказку, дедушка и внук жалеют уточку, сочувствуют ее трудностям, радуются с ней, рассказывают вернувшимся с работы родителям о том, какая уточка молодец, как она справилась со страхами, и какой хороший сам малыш, как он хорошо кушал, гулял, играл и ждал маму с папой. Со временем пристрастие ребенка к сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Возможно, ему захочется многократно слушать сказку про смелого Кота в сапогах.

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

  Сочинение сказок ребенком и для ребенка – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка к разводу родителей. Расскажите ребенку, как упало от сильного ветра  на землю гнездышко, в котором спали три птички – папа, мама и птенчик. Взрослые птички разлетелись на разные ветки. Спросите, что будет делать птенчик. Чаще всего дети говорят, что птенчик полетит к маме или папе, или будет звать на помощь, и родители прилетят к нему. Если ребенок говорит, что птенчик погибнет от голода, холода, дождя, останется на земле, и на него кто-нибудь наступит, то это является признаком скрытой тревожности ребенка и требует особого внимания и правильного разговора с ребенком. Нужно найти выход через сказку, придумав вместе с ребенком, как помочь птенчику, проговорив все тревоги ребенка, возможно, подключить к разговору мать и отца.

    Если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру, потом показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью ( надо чтобы малыш мог увидеть в главном герое себя). Далее следует описать проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписываем герою все переживания малыша. Потом сказочный герой (а с ним и ребенок) начинает искать  выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

  Сказки полезны во многих случаях. Например, ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребенком – малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.

   ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ — ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

   Для взрослых сказка тоже важна – она помогает в трудной ситуации найти правильное решение,  оказывает поддержку, вселяет веру в лучшее, подсказывает, как справиться  с растерянностью или тревогой, как построить отношения с людьми, как найти свой путь в жизни и воспитывать детей.

   Так, Георгию сказка помогла, можно сказать совершенно случайно. Отслужив в армии двадцать лет, Георгий  в один прекрасный день стал военным пенсионером. Закончилась определенная и четкая жизнь, где все шло по армейским законам. Как организовать свою жизнь самостоятельно, он не знал и запил. Однако, надо было растить детей, заниматься хозяйством, да и зарабатывать деньги тоже надо было. Организм  после продолжительного питья  уже не принимал спиртного, на люди показаться было стыдно, попытался Георгий книжки читать, но на душе было тревожно, ничего не шло на ум. Но вот ему попались сказки, они читались неожиданно легко и просто. Георгий читал их одну за другой, можно сказать, глотал так же жадно, как пил спиртное. И, странное дело, эти сказки успокаивали ум, радовали душу, вселяли оптимизм, так как кончались всегда хорошо. В них Иванушка-дурачок становился Иваном-царевичем, он смотрел на вещи просто, был добр, жалел слабых, бился со Змеем-Горынычем и побеждал. Читая сказки, Георгий смог успокоиться и начать жить на гражданке, водка как-то отошла в сторону сама собой. В свободное время он читал исторические книги, ремонтировал, разбирал телевизоры, множество нужных деталей хранил в баночках и коробках. Он нашел свой ритм, жизнь обрела разумный смысл. Позднее он читал сказки внукам, чувствуя, что это будет полезно им.

Помощь психолога

    Расскажу случай , когда сказка помогла наладить отношения. Вадим и Нина ( обоим было за сорок) встречались долго, но никак не могли построить доверительные отношения, хотя интуиция подсказывала им, что отношения важные и ценные для обоих. Предложение придумать сказку они охотно приняли. Обе сказки были про манную кашу. Инициатива темы исходила от Вадима, который вспомнил что-то на эту тему из выступления юмориста. Героем его сказки был мальчик, не любивший манную кашу. Женщины, которые ему встречались, когда он вырос, тщетно пытались накормить его этой кашей. Так жил он одиноко до тех пор, пока не встретил женщину, тоже не любившую  манную кашу, и женился на ней. Нина выслушала сказку Вадима и рассказала свою. Героиня ее сказки, молодая женщина старательно готовила каши, но никто этого не ценил и не хвалил её. Так она жила, пока, наконец, не нашелся мужчина, сваривший для неё кашу из манны небесной, это было счастье.

   Здесь важно понять значение каши для нашей пары. Для Вадима это – скучное детское занятие, приевшееся и совсем неинтересное. Для Нины каша – это дающая жизнь манна, символ нежности, внимания и заботы. Вадим и Нина смогли лучше понять потребности друг друга, понять самих себя. Вадиму нужны интересные дела, где можно проявить активность, а Нина остро нуждалась во внимании, ласке и нежности, что недооценивалось партнером. В результате пара смогла построить гармоничные теплые отношения и обрести счастье.

    Для правильного воспитания детей родители должны знать свой жизненный сценарий и задуматься над ним. В этом тоже может помочь сказка., написанная каждым из родителей и проанализированная им. Дети очень тонко чувствуют желания и мечты родителей. В своей жизни они стараются исполнить эти родительские желания, проиграть родительский сценарий. Только после этого дети смогут прислушаться к своим собственным желаниям и потребностям, идти к достижению своих целей.

  ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ — ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА

     Посмотрим это на примере. Тамара Петровна прожила долгую жизнь, много работала, растила детей, заботилась о муже. На исходе седьмого десятка лет она осознала неудовлетворенность жизнью, обижалась на детей по пустякам, считала, что женского счастья у неё в жизни тоже не было. Для решения проблемы было предложено написать сказку, что Тамара Петровна и сделала. Сказка ее была о маленьком потерявшемся щенке, который искал хозяина. В результате она осознала свою неудовлетворенную потребность в любви и заботе со стороны родных и близких людей. Выяснилось, что она пыталась удовлетворить ее, работая в доме для престарелых и инвалидов. Там она получала благодарность и любовь, но этого было не достаточно. Поплакав над историей бедного щенка, она смогла стать добрее к себе, не корить себя по пустякам, не быть излишне требовательной к себе, сказала близким о желании быть любимой ими и получать от них внимание и заботу. Это было услышано. Жизнь ее изменилась. Она больше не выбивалась из сил, смогла принимать тепло и радоваться жизни. Она поняла, что человек – сам творец  своего счастья, своей сказки. Ведь каждый своей жизнью что-то сказать хочет, вклад в прогресс человечества вносит. Прочитала свою сказку подругам, внукам, мудрой сказочницей себя почувствовала. Жизнь ее обрела долгожданный смысл.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Каким образом сказка помогает жить? Каковы такой помощи психолога?

Помощь психолога

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя  с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но и его собственного, скрытого, но не осознанного внутреннего мира.

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека обеспечивает  как его контакт с самим собой,  так и контакт с другими. Особенности построения сказки помогают достижению взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, освоение необходимых навыков общения, моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и о мире происходит незаметно, исподволь.

    Каждый может придумать сказку. Точнее, выразить ее, потому что сказка в каждый момент жизни уже есть в человеке, в его внутреннем мире. Возьмите лист бумаги, устройтесь поудобнее и напишите сказку. Любую – длинную или короткую, такую, какая получится. Можете представить, что вы ее себе маленькому рассказываете или другому ребенку.

    В результате происходит много важных вещей.

— отыгрываются ваши тревоги, страхи и опасения. Они вылились на бумагу в виде сказочных персонажей, созданных вами.

— ваш образ нашел  свое воплощение (скорее всего, это главный персонаж). Посмотрите, что у этого персонажа в жизни происходит, куда он путь держит.

 В сказке отражается ваша жизненная цель (иногда она недостаточно осознается).

— в сказке просматривается наиболее подходящий для вас выход из сложных ситуаций и решение проблем. Хоть это выглядит иносказательно, вы легко поймете, в чем дело. Возможно, вы сделаете для себя открытие. Дело в том, что решение всегда заложено в нас внутри, выбор уже сделан, это иногда нужно только понять. Мы устроены так, что наши чувства  гораздо быстрее мыслей. Человек сначала чувствует, а потом обдумывает это. Желать и мечтать человек не всегда себе разрешает, вот и бьются у входа в наше сознание главные желания, самые красивые и творческие фантазии, прекрасные и стремительные мечтания, клокочут, как горные реки, наши возможности и стремления. Примите их, осознайте и, спасибо, им скажите, что копятся и терпеливо ждут своего часа. А пока этот час не наступил, они прорываются к нам в снах и фантазиях, сказках и мифах. Не бойтесь их, это ваши переживания, ваша боль и ваша радость.

    Читайте сказки, сочиняйте их, рассказывайте детям и любимым. Они несут тепло вашего сердца, душевный покой и здоровье.

Помощь психолога

Елена Никитина

+7-921-964-95-95