Музыкальная терапия и подростки — детский психолог в спб

детский психолог в спб

  На границе двух сред всегда происходит самое интересное. Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости, в нем смешаны черты этих возрастных периодов. В то же время есть и свои особенности. Прежде всего, меняется схема тела, начинают активно работать половые железы, и дети превращаются не просто во взрослых, а в самостоятельных мужчин и женщин. Однородная детская среда расслаивается на две взаимодействующие половины, женскую и мужскую, составляющие, тем не менее, одно целое – мир взрослых людей.

  Главные психологические проблемы подросткового периода – вопросы отношений с самим собой и с миром других людей, вопросы определения своего места в жизни. Больше всего подросток не хочет быть и считаться неконтактным. Поможет только детский психолог в СПб.Разумная координация мышления и эмоций, цивилизованность чувств – вот чем предстоит овладеть подростку, если он хочет вписаться в этот мир. Подростки, прежде всего, нуждаются в правильных реакциях на себя и сбросу напряжения, с которым каждый подросток неизбежно вступает во взрослый мир. Это позволит правильно воспринимать себя и других, гармонично и адекватно проявлять себя в социуме.

    Чувства и мысли в подростковом периоде нестабильны. Отрочество – период смятений, исканий, крушений авторитетов, восхищений идеалами, период повышенного интереса к себе и миру, время поиска равновесия и определенности. Восприятие обострено, чувства имеют максимальный размах, совершенствуется мышление.

   Переходный возраст – период перемен. Для обретения стабильности особенно важно иметь собственный четкий багаж впечатлений, знаний, наблюдений, оформленных в памяти в виде образов. Именно поэтому арттерапия охотно принимается подростками. Язык образов органичен и универсален.

    Подросткам нравится громкая ритмичная музыка – это рэп, памп, рок. Она позволяет сбросить напряжение, заявить о себе, о своем приходе в этот мир, расковать стесненное тело, забыть страх перед миром, запомнить это ощущение свободы и протеста против молчания и одиночества. Четкий ритм помогает единению, поиск контакта начинается с улавливания ритма.

     Нужно отметить, что в моменты перемен, нестабильности, поиска нового всегда возникает необходимость в надежной древней почве, в возрождении опорных образов. Все переходы, будь то история человечества или жизнь одного человека, опираются на древние ритмы и звуки. Они проще, доступнее, экономичны в плане энергии трансляции и энергоемки в плане восприятия. Подросток словно воссоздает звучание древнего первобытного, природного мира, живет в нем, пробует себя, это игра, переход к активной взрослой жизни, которая манит и пугает одновременно.

Детский психолог в СПб

Детский психолог в спб

   Переходные периоды в развитии человека и всего человечества на стыке своем имеют не только смешение проявлений предыдущего и последующего этапов, но и вторжение более древнего, базового слоя, будь то развитие человеческого зародыша, динамика чувств или мыслей, разные исторические формации. Имеет место большая концентрация  прошлого и неумолимая потребность перемен. Возникает новый порядок из кажущегося хаоса. В музыке наступает господство ритма. Именно ритм задает рисунок, схему, базу. Он каждый раз новый, и в нем прорисовывается будущее. У здоровых подростков этот процесс идет мягче, у подростков с проблемами —  резче, гротескнее. Надо заметить, что чувство одиночества, исканий и стремлений характерно для всех подростков. Переходные периоды в жизни человечества всегда рождали странников, отшельников, путников, паломников, беспризорников, — движение людских слоев. Возникают переплетения детства и взрослости, звучат роковые и детские мелодии, классические мелодии находят свое воплощение , соседствуя с первобытными ударными звучаниями. Подростки создают свои группировки со своими законами и ритмами. Часто эти законы близки к первобытным или рабовладельческим по доминантному типу силы. Идет поиск равновесия в агрессии, конструктивности действия. Готовность мира встретить подростков и внести гармонию и порядок в их жизнь рожает новое творческое начало следующего поколения.

   Принять мир во всей его реальности, принять людей и самого себя такими, какие есть, возможно, не совсем идеальными, всегда помогает музыка. Красота классической музыки дает возможность разделить и пережить печаль, грусть. «Реквием по мечте» Моцарта – одно из любимых произведений многих подростков.

    Ритмы пампа и рэпа просты, насыщены повторами. Эхолалия и аутоэхолалия укрепляют и дают почувствовать связь с миром и на свое место в нем.

    Единение с природой удается ощутить, включая музыку природы – шум дождя, грохот водопада, рев океана, крики дельфинов, шелест листвы, пение птиц.

   Интересно, что наряду с такой энергичной музыкой подростки охотно слушают мягкие, расслабляющие мелодии колыбельной, народные напевы.

    Словно соединяет два полюса энергетики классическая музыка. Моцарт и Бах, Шопен и Бетховен проникают в мир отроческих переживаний, облагораживая его и приобщая к серьезной реальной жизни чувств. Мелодия усиливает глубину и надежность контакта с миром. Музыка, ведя за собой слушателя, позволяет ему свободно строить вереницу образного мышления, стимулирует эмоциональную разрядку и понимание мира, принятие реальности.

Детский психолог в СПб

    Нужно отметить, что подростки из неблагополучных семей, имеющие болевой опыт переживаний, чаще и в большей степени тяготеют к музыке памп, ибо больше нуждаются в разрядке протестных реакций. В то же время, музыка Моцарта, внезапно заполнившая коридоры интерната для подростков с делинквентным поведением была встречена детьми с одобрением.

    Итак, музыка гармонизирует и помогает становлению личности, при индивидуальном подборе может быть рекомендована для терапии подростков.

Детский психолог в СПб

Телефон для записи на психологическую консультацию: 8-921-964-95-95