Искусство взаимоотношений между терапевтом и пациентом — психологическая консультация

Психологическая консультация

Арттерапия, а музыкотерапия в особенности, является такой психотерапией, где целебное действие усиливается и определяется искусством взаимоотношений терапевта и пациента на протяжении всего терапевтического процесса.

      Это вызвано тем, что музыкотерапия, не смотря на многовековое существование, только обретает научное основу и находит новое понимание своей значимости. Именно этим обусловлено множество методик использования музыки в лечебном   процессе. Однако, точного знания чувственного и информационного содержания музыки, т.е. контроля содержания и соответственно прогнозирования лечебного эффекта ещё не достигнуто. Поскольку музыка выражает звуками состояние, его качество и характеризует количественно, то именно сравнение, сопоставление, узнавание, знакомство —  то, что имеет место во взаимодействии терапевта и пациента приобретает первостепенное значение. Музыкальный язык основан на передаче состояния, он показывает, как человеку в тот или иной момент времени и в связи с чем. Это является главным для открытых, непосредственных отношений, здесь нет оценок одного человека другому, нет неравенства, неправды. Музыка — прямой эффективный путь выражения себя, путь  честной коммуникации.

  Нужно отметить, что проблемы образуются при замалчивании, непонимании, запрете на выражение чувств. Чаще это происходит в детстве, когда в силу разных причин (дисгармония семейных отношений, загруженность родителей на работе, отсутствие опыта) ребенок в стрессовых ситуациях остается без поддержки со стороны матери и отца. В определенном смысле психотерапия с использованием музыки может рассматриваться как опыт и пример здоровых отношений. Программа музыкальной психотерапии должна быть индивидуальна, как уникален голос каждого человека. Как настоящий парфюм, вступая в реакцию с кожей человека, создает свой неповторимый аромат, так музыка, затрагивая человеческую душу, рождает в ней новое звучание. Если при музыкотерапии это происходит, то можно говорить о том, что игра техникой закончилась, мастерство перешло в искусство.

Психологическая консультация

   Результат психотерапии зависит от качества психотерапевтических отношений, будь то лечение взрослого или ребенка, невротика или тяжелого душевнобольного. Врач и больной равноправны в терапевтических отношениях. В то же время, врач должен понимать, что происходит в процессе терапии и направлять процесс, неся ответственность за результат и качество лечения. Больной должен понимать цель терапии, чувствовать контакт с врачом, быть заинтересован в выздоровлении. Искусство отношений это то, что возникает при игре техникой, творческом поиске путей решения проблемы. Обратная связь и надежный диалог дают наилучший результат.

    Музыка позволяет решать проблему на всех уровнях — чувств, сознания, физическом уровне. Пространство и время создают четырехмерность искусства музыки, что позволяет гармонизировать любые моменты человеческой жизни.

     Необходимо отметить, что при слушании музыки возникает особое состояние сознания, одновременный настрой на внешнее и внутреннее, объективное восприятие звуков и субъективное чувствование музыки, имеет место установка на контакт и диалог между терапевтом и пациентом. При этом активизируются ассоциативные связи, творческая функция сознания и памяти, разряжаются очаги аффектов. Сам процесс музыкотерапии может строиться по разному: музыка может предлагаться терапевтом или самим пациентом, ассоциации могут выражаться как музыкальной форме, так и в словесной, может быть выделен кульминационный момент в терапии, вариации на проработанную тему. До сознания пациента должно быть доведено происходящее, дана обратная связь с двух сторон. Этапы музыкотерапии соответствуют анализу и синтезу: свободные ассоциации, конфронтация с проблемой, интерпретация и тщательная проработка с констатацией результатов.

      Пример 1. Пациент Д., 36 лет, воспитывался матерью, получил высшее образование, служил, имеет звание старшего лейтенанта, уволен по собственному желанию из-за разочарования в начальнике. Не работал 4 года, после пребывания в терапии начал работать на неквалифицированной работе постоянно конфликтуя с окружающими (толкнули, не уступили дорогу, задели дверью автомобиля, не уступили место). На сеансах разборы ситуаций ничего не изменили, конфликты продолжались.  Пациенту предложено рассказать об очередном конфликте повторно, не раскрывая рта. Звуки получились скучные, монотонные, напоминающие речь экскурсовода. Гнева, обиды, полагающихся по ситуации не прозвучало. Предложено прослушать несколько музыкальных произведений. Отреагирование наступило при прослушивании военных маршей. После чего смог говорить о чувствах к отцу, о ситуации на работе и отношениях с начальником, одинаково носивших характер ожидания , что его заметят, похвалят, извинятся за молчание. Встретился и поговорил с отцом.

   Пример 2. Пациентка С., 39 лет, трижды лечилась в ПБ с диагнозом «Шизоаффективный психоз», отмечалось чередование гипоманиакальных фаз с гневливостью и тревожно-депрессивных состояний. Воспитывалась в семье, где выражать чувства не было принято, окончила школу с золотой медалью ( хорошая учеба одобрялась родителями ), имеет высшее экономическое образование. В разводе, имеет 8 летнего сына. После рождения ребенка не работала, обслуживала мужа, спала в комнате с ребенком, муж спал в отдельной комнате, ухаживать за ребенком не помогал ) , располнела, переживала по этому поводу. Психоз развился остро на фоне недосыпания и переутомления. На момент начала терапии проживала одна, ребенок жил с мужем, муж препятствовал встречам с ребенком.  Положительная динамика отмечена на фоне подключения музыкотерапии. Периодами рисовала — пейзажи, натюрморты. Часто предлагала усилить живописное самовыражение музыкой (играла на гитаре, пела эстрадные и народные песни, романсы).  Джаз, пение под караоке, затем  решилась спеть в джазклубе, выступление прошло успешно, это способствовало прогрессу в терапии. Смогла выражать чувства, повысилась самооценка. Лекарства принимать прекратила, работает по специальности, по суду вернула себе ребенка, проживает с сыном, чувствует себя хорошо.

       В примерах отражена кратко суть проведенной терапии. В обоих случаях отношения с пациентами развивались на протяжении нескольких лет, музыкотерапия использовалась регулярно. Причем, пациентами проявлялась активность и инициатива в выборе музыкального материала, формы проведения сеансов. В обоих случаях вербальному выражению чувств предшествовало выражение себя посредством музыки, осознание происходящего, проработка аналогичных по смыслу травматичных ситуаций из прошлого с использованием музыкального материала.

   Музыкотерапия органична, универсальна и эффективна. Пациенты предлагают интересные методы использования музыки в терапевтическом процессе: использование звукозаписи собственных голосов и обработку этих записей, варианты пространственного расположения транслирующих устройств, использование экранов отражения звука, контакт проигрывающих устройств с телом и т.д., причем, каждое подобное предложение открывает новые интересные возможности использования музыки в терапевтическом процессе.

   В ходе работы с пациентом стоит чаще прибегать к музыкальному самовыражению. Людям иногда трудно сформулировать словами то, что происходит в их душе, как в известной песне: «Трудно высказать и не высказать всё, что на сердце у меня…». В состоянии нервного напряжения при накоплении эмоций и соответствующих мыслей, дум уровень переживаний очень высок и выплеснуть это состояние на музыкальном языке значительно легче и естественнее для человека. Ведь и у композиторов музыкальные произведения не рождаются непрерывно, это происходит по мере накопления и вынашивания их в душе, достижения момента готовности и при определенных обстоятельствах.

   Начиная работать с пациентом в русле музыкотерапии важно изучить и почувствовать его личность , интересы, увлечения, узнать его любимые книги, стихи, фильмы, картины и, конечно, музыку. Это позволит легче находить точки соприкосновения, улучшит контакт и будет способствовать формированию доверия и сотрудничества. Полезно начинать работу с заполнения пациентом анкеты, куда включены самые разные вопросы о жизни, о привычках, об увлечениях, о здоровье и друзьях, любимых играх и прочие. Это позволит терапевту сориентироваться в проблеме и состоянии пациента. Музыка должна использоваться в ходе терапии органично вплетаясь в диалог, сопровождая и усиливая слова. Пациент и терапевт начинают работать особенно успешно, когда музыка начинает использоваться естественно и привычно, как язык взаимодействия, перемежаясь со словами, подчеркивая смысл или передавая чувство. Иногда при рассказе пациента о тяжелых ситуациях чувство испытывает терапевт, а у пациента имеет место анестезия на чувственное восприятие травматических моментов, тогда терапевтом дается обратная связь, хорошо, если удастся это подкрепить музыкой. Пациент должен почувствовать, что идет серьезная работа, что звучание души — это важно. Музыкотерапия затрагивает все слои психики — сознательную жизнь, подсознание с миром страхов и фантазий, символов и ритуалов, а также более глубокие слои памяти, диссоциированный мир прежних восприятий — образы, обрывки воспоминаний, ассоциации. В человеке идет точная внутренняя работа мозга, схема которой при соответствующем опыте ясна терапевту. Все методы музыкотерапии могут использоваться в терапевтическом процессе, могут применяться новые, родившиеся тут же, на сеансе, если это нужно для лучшего взаимодействия и передачи состояния звенящих от боли и от сопереживания душ. Важно почувствовать, услышать боль, узнать и опознать её, увидеть её начало и её конец. В итоге работы полезно вновь заполнить анкету, где прояснятся трудные и удачные моменты психотерапии, констатируется результат и то звучание, которое будет на месте болезненных переживаний.

Психологическая консультация

Елена Никитина

+7-921-964-95-95