Значение музыки при депрессивных состояниях — помощь психолога

Помощь психолога

 Депрессия – состояние, построенное на тоске по идеальному миру, переживанию собственной несостоятельности и невозможности наслаждаться жизнью в реальности. Без больших преувеличений можно сказать, что в той или иной степени это знакомо каждому человеку. Стремление быть лучше и видеть мир более совершенным – хорошее стремление. Важно, чтобы это стремление подкреплялось действием. В состоянии болезненной депрессии конструктивной активности нет.

  Тоска по идеалу, потребность в человеческом тепле и эмоциональной близости при депрессии так велики, что если бы эти чувства были удовлетворены и реализованы в жизни, то мир бы стал более совершенен, и люди гораздо гармоничнее строили бы свои отношения. В определенном смысле депрессивные чувства можно рассматривать, таким образом, как важный резерв человечности. Нужно отметить особую роль музыки в терапии депрессивных состояний.

Помощь психолога

  Я хочу привести два случая лечения депрессивных больных с использованием музыкотерапии.

   Случай первый. Евгений 40 лет, фотограф, живет один, в течение 8 лет по выходным встречается с женщиной (так называемый, гостевой брак). Затяжное тревожно-депрессивное состояние перенес около 10 лет назад в связи с болезнью матери, у которой подозревали онкологическое заболевание, впоследствии не подтвердившееся. Испытывал тревогу, неуверенность, спад настроения, в связи с плохим самочувствием не работал около года, не мог ездить в городском транспорте из-за  с приступов головокружения, сильного сердцебиения и удушья. Ведущее место в клинической картине заболевания занимала тоска по нормальной жизни и обвинения в несостоятельности и никчемности в свой адрес. По характеру стеснителен, аккуратен, вежлив, доброжелателен к людям, пунктуален, надежен. Пишет стихи и прозу, неплохо рисует, творчески подходит к своей профессии. В общении хороший собеседник, больше – слушатель. Депрессивное состояние прошло в течение полугода в процессе психотерапии (рациональная, позитивная, музыкотерапия – Шопен, Бетховен, звуки природы). До последнего времени проживал с семьей брата.  Год назад остался один из-за переезда родственников в новую квартиру. Одновременно лишился работы в связи с закрытием предприятия. В течение месяца настроение снижено, на работу не может устроиться, плаксив, внимание удерживается с трудом, утомляем, не верит в собственные силы, не доволен окружающим, рано пробуждается (в 4-5 часов утра), к общению не стремится, считает, что жизнь проходит зря. Говорит, что страдает от одиночества. Отношения с женщиной малоэмоциональны, с оттенком долженствования (материально помогает, старается развлекать её). Отмечена сильная эмоциональная реакция на музыку А.Рыбникова — «Юнона и Авось», прослушивает две мелодии – «Отпевание» и романс «Я тебя никогда не забуду». Со слезами слушает английский гимн «Боже, храни Королеву». Прочувствованно отмечает, как в едином порыве поют гимн перед футбольным матчем болельщики и игроки из Великобритании. Вспоминает, как слушала этот гимн королева Елизавета на свадьбе принца Чарльза, опустив голову и боясь расчувствоваться. Тоска по материнской любви, человеческому теплу, невозможность строить близкие отношения с людьми, упреки в свой адрес (слаб, нелюбим, всеми брошен) – основные жалобы пациента. В течение месяца динамической психотерапии и музыкотерапии состояние улучшилось, стал способен переориентировать агрессию вовне, выражать её конструктивно, налаживать контакты с людьми, испытывать чувство близости,  одновременно повысилась самооценка.

   Случай второй. Анна 24-х лет, замужем три года, имеет 2-х летнего сына. Переносит третий приступ депрессии (после окончания школы, после замужества, после конфликта на работе). Наследственность отягощена депрессиями у родственников по линии матери, законченными суицидами тетки и бабушки. По характеру мягкая, приветливая, хорошо училась, знает два языка, окончила музыкальную школу, хорошо плавает, играет в теннис, занималась балетом, с красным дипломом окончила институт, работает менеджером в мебельной фирме. В детстве старалась заслужить любовь матери хорошей учебой, послушанием, работой по дому. Считала, что родители больше любят старшую сестру. Мать крайне сдержанна на проявление чувств. Отец бухгалтер, довольно мягкий по характеру, бывает вспыльчив. В семье высоко ценят успехи в учебе, продвижение по службе. Два предыдущих приступа депрессии купированы терапией антидепрессантами. В течение месяца не работает после перегрузки на работе и замечания начальницы, настроение снижено, считает себя никчемным и неприспособленным человеком, который ничего не может без помощи матери, боится расстроить мать, лишиться её любви. Отмечаются суточные колебания настроения, запоры, снижен аппетит. Состояние улучшилось на фоне динамической психотерапии и музыкотерапии (Чайковский, русские народные песни — «Ой, рябина кудрява», «Утро туманное, утро седое…» и др.). Одновременно проводилась семейная психотерапия, поскольку муж устал от проблем и забот, стал раздражительным, захотел устраниться. Большую роль сыграло проговаривание переживаний под музыку, анализ песенного содержания («не могу раскрыться, слов я не найду»). Через некоторое время пациентка смогла поговорить с матерью, вместе пережить невыясненные и непрочувствованные ранее ситуации, детские травмы (запреты, высокие требования). Проводилась сказкотерапия, анализ образов сказочных персонажей, с которыми отождествляла себя пациентка. Музыка танцевальная- танго, джаз, песня «Солнечный круг» (Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»- заклинание, императив),- всё это оказало терапевтическое воздействие и способствовало выходу из депрессивного состояния.

Помощь психолога

  Невозможно переоценить значение материнской фигуры в психоэмоциональном развитии и становлении ребенка. Мать в жизни взрослых депрессивных пациентов приравнивалась к миру. Мечта о доброй матери созвучна обычно тоске по идеальному миру. Требования, упреки к себе, чувство вины и обиды исходили от образа реальной недоброй матери, отрицалась и вытеснялась агрессия в её адрес, имело место перенаправление агрессии на себя.

   Музыка в процессе терапии формировала музыкальные образы, явившиеся переходными объектами между пациентом и миром ( аналогично переходным объектам между ребенком и миром), а также, пациентом и терапевтом, с которым шло обозначение этих образов, обсуждение и понимание роли образов, переживание и принятие реальности.

   Итак, для депрессивных пациентов музыка является целебной средой установления контактов и ухода от одиночества. Музыкальные образы концентрировано выражают болезненные чувства, доступные для совместного переживания вместе с терапевтом и затем с другими людьми, они являются воротами в реальную жизнь, ибо туда направляются тяжелые и неразделенные чувства. Терапия возможна благодаря тому, что музыкальный образ узнается, далее этот образ идентифицируется с болезненным чувством, причем, он обязательно имеет больший аффективный накал того же содержания и воспринимается, разделяется  другими людьми, создавая между ними глубокое чувство близости и роскоши человеческого общения. Реальный мир становится способным приносить настоящее идеальное наслаждение и рождать желание жить в нем полной активной жизнью.

Помощь психолога

Елена Никитина

8-921-964-95-95