Значение музыки для душевнобольных — психолог СПб

Психолог СПб

   Я хочу говорить о музыке и душевнобольных на основании 32-х-летнего опыта работы c душевнобольными, это больше, чем половина моей жизни.

  Обаяние музыки, её повелительная сила известны всем. «Она способна возбуждать и успокаивать, вызывать напряжение и чувство безопасности, пробуждать активность и расслаблять, вселять мужество и делать покорным, приводить в экстаз и погружать в меланхолию, обострять ум и отуплять, объединять людей в едином благородном порыве и толкать на неблаговидные поступки, просветлять мысли и опьянять, поднимать боевой дух и изнеживать» (Розов А.И. Психология муз эффекта в свете концепции продуктивной деятельности. Журнал »Музыкальная психология и психотерапия». №1, 2010). Можно сразу сказать здесь о воспитательной, родительской роли музыки  в жизни любого человека, и здорового и с душевной болью.

  Для душевнобольных этот вопрос выглядит несколько иначе. Мне хочется изменить взгляд на душевнобольных людей, взгляд полный, в первую очередь страха и желания отгородиться. Душа болит, а это самое  главное доказательство того, что она есть. Убегая от этой проблемы и отгораживаясь или закрывая глаза на неё, мы отгораживаемся и от своей души, от своих чувств. Сейчас самое время пересмотреть свое отношение к душевнобольным и взглянуть на эту проблему с практической точки зрения оказания им адекватной помощи. Научно-техническая революция, о которой говорилось в нашей стране многие годы, сменилась вниманием к гуманитарным наукам, к чувственным сторонам человеческой жизни. Все средства информации, весь жизненный уклад взял курс на пробуждение эмоций. Маятник истории качнулся.

Психолог СПб

  Чем характеризуется психическое расстройство? Страхом и одиночеством. Представьте, что всё время страшно (как на войне, которая никогда не кончится, например), и в этом состоянии надо жить всегда. Представьте, что вы живете в городе, где нет людей, пустом. Соедините оба чувства, и получится главное ощущение, испытываемое душевнобольными. С компенсаторной целью в мозгу рождаются идеи преследования(потому, что хочется, что ты кому-нибудь очень нужен, неважно уже, зачем), возникает история другой жизни, бред любовного очарования(это жизненно важно, чтобы тебя кто-то любил) и т.д. Бред, галлюцинации – компенсаторные процессы нашей психики. Они мешают жить, адаптироваться в меняющемся мире, мешают строить отношения. Продукция болезни вполне может и должна стать творчеством здоровой личности.

Все, говоря о шизофрении, упоминают раздвоение личности. В чем суть этого явления, как это выглядит, на самом деле? Дело в том, что чувства и мысли – явления волновой природы. Они протекают в нас волнообразно, с разной амплитудой, разным периодом. В норме между этими волнами существует определенный сдвиг, не совпадение по фазе (расхожее выражение «сдвиг по фазе» не лишено смысла). Часто мы слышим, что какое-то страшное известие «в голове не укладывается», т.е. не осознается до конца, или в  него «не верится», т.е. это известие не прочувствовано. Так сложилось в защитных для нашей психики, нашего организма целях. У душевнобольных этот сдвиг больше и  самостоятельно чувства и мысли прийти в согласование не могут, как это со временем происходит у здоровых людей. Нужна компетентная помощь. Чувства одни, а мысли другие, такого человека со стороны понять трудно, часто невозможно. Адаптация в жизни крайне затруднена. Музыка – волна, она органична для человека, сродни его чувствам и мыслям.  »Музыка — это универсальный язык человечества» (Лонгфелло Г.). Лев Толстой назвал музыку стенографией чувств.

  Наблюдая за эмоциональным состоянием ежедневно, можно заметить, что оно колеблется и у больных, и у здоровых, разница лишь в амплитуде волны, у здоровых она порой едва заметна. Смысловое наполнение эмоциональной волны – тревога(страх), раздражение(гнев), усталость(обида), неловкость(чувство вины), одиночество(отчаяние), стремление к общению(надежда). Этот цикл имеет длительность около28 дней. Такие чувства человек переживает при расставании. Жизнь здоровых людей ориентирована на общение, на каждодневные встречи и расставания, новые встречи. В жизни больных людей происходит бесконечное переживание расставания, надежды на встречу и крах этой надежды. Можно говорить об оптимизме (мажоре), пессимизме (миноре) у здоровый людей с особым складом характера. У душевнобольных состояние эмоций либо ниже «изолинии» — депрессия, либо выше (мания). Расставание для них является подобием смерти, встреча, же, приравнивается к жизни.

   Я должна сказать, что люди, страдающие болью души, очень хотят быть в жизни, а не выброшенными из неё. Они больше, чем мы хотят быть нужными, они мечтают о полноценной жизни, стремятся влиться в неё, но не могут. Один больной нарисовал рисунок: человек, висящий на краю пропасти, его за руку держит другой, стоящий на земле, который,  в свою очередь, крепко держится за растущее рядом дерево. Вот символ помощи, спасения. Этим деревом, этой опорой, инструментом, для нас может стать музыка, как средство возрождения больной души.

   Душевнобольные ищут музыку, интуитивно стремятся к ней, не всегда могут найти. Я спрашивала у них о роли музыки в их жизни. По-разному все говорили о музыке, как о дороге, ведущей к людям.

  Сергей, 35 лет. Записывает, танцует, стремится подвигаться под музыку, как бы, ощутить, чем живут люди. Интересно, что душевнобольные не делят мир на больных и здоровых, а говорят о возможности быть с людьми, и об одиночестве.

  Владимир, 45 лет. Открывает окна, даже в мороз, чтобы услышать шум улицы, машин, включает ТВ, радио, воду. Безмолвие для него физически непереносимо.

   Дмитрий, 36 лет. Военные песни и марши напоминают ему службу, часто слушает их. Это помогает ему в минуты отчаяния или разочарования при столкновении с непониманием людей.

   Таня,23 лет. Сочинила для фортепиано «Песню птицы в клетке», как глас о помощи, как попытку быть услышанной людьми.

  Лариса, 30 лет. Слушает песни А. Малинина. Слова из песни «…Бог наказал любовью нас, чтоб в муках верить научились…» являются для неё надеждой, что это доверие у неё когда-нибудь появится.

  Света,39 лет. Идёт с 9-летним сыном в джаз-клуб, выходит там на сцену и поет, желая выплеснуть чувства и присоединиться к людям. И сын гордится ею.

  Володя, 40 лет. Песни Матери, ансамбль «Наутилус Помпилиус» . Эта музыка, как медленные тяжелые  или плавные волны, близка ему.

Психолог СПб

   Чтобы правильно подобрать музыку для душевнобольного человека, важно осуществить настройку. Музыканты понимают это. Настройка изначально происходит на человека, его голос, его эмоциональный фон. Настройка в музыкотерапии процесс 2-х сторонний. Так нащупывается пятно контакта, устанавливается канал связи. Если этот процесс проходит успешно, музыка становится для больной души целебной средой, дающей силы, спасающей от одиночества, выравнивающей настроение, и (более того!) нормализующей мышление.

  Хочу отметить, что настройка должна быть произведена на равную волну. Только тогда возможен продуктивный контакт. Это, как секрет улыбки Джоконды. Улыбка равному, без страха за него, с доверием и верой в него, это дает небывалые силы.

  Музыка – продукт творчества композитора, человека, душу которого переполняют сильные чувства. Эти чувства – результат всей его жизни, в них вся сила его личности, всё богатство его жизненного опыта. В музыке есть всё – и невысказанная боль, и сдержанная радость, и нерастраченная грусть, и нерассказанная сказка. Душа слушающего вместе с душой композитора, вместе с исполнителем произведения плачет и смеется, восхищается, удивляется, страдает. Это не слова, а звуки – возгласы, стоны, вопли, вздохи. Они повторяются, как затихающие рыдания оживают вновь при воспоминании, при мелькнувшей мысли, или как смех, который не может сразу уняться из-за возвращающихся смешных фраз или мыслей, возникающих в голове.

   Музыка неповторима и в то же время для неё характерны повторы мелодии. Это позволяет чувствам вырваться из замкнутого круга (у душевнобольных все процессы, в отличие от здоровых, идут по кругу) и пойти по спирали. С каждым новым витком чувства набирают что-то новое, возникают образы, процесс мышления становится упорядоченным, подпитываемый опытом и энергией творца. Появляются силы для прощения обиды, освобождения от чувства вины, тех тяжелых переживаний, которые гнетут больную душу. Более того, намечается план решений проблем, разрешений сложных ситуаций, человек приобретает способность адаптироваться в жизни. Это происходит постепенно, но возникшее чувство возвращения к полной жизни запоминается, и двери для контакта с больной душой открываются легче. В.М. Элькин удивительно тонко разработал методику исцеления музыкой душевных ран.

   Т.о., музыка способна влиять и на чувства, и на мысли, гармонизировать эти процессы в нас. Она воспитывает, она питает, а для душевнобольных является средой становления души. Я бы сказала, что это не коррекция психических расстройств, а доращивание душевнобольных, получение ими необходимого воспитания и чувств, и мыслительных процессов, это – возможность почувствовать себя в росте, развитии, движении. Музыка сопровождает нас, как родитель, с детства, ходит с нами в школу, затем на работу, растет вместе с нами и сопереживает нам во всем. Мы приобретаем опыт чувств, воспринимаем то, что не воспринимали раньше, понимаем то, что ранее было непознанным, становимся богаче, сильнее, мудрее, тоньше. Душевнобольные открыты миру переживаний и самой жизни больше в силу своей ранимости и восприимчивости, откликаемости на происходящее.

  Я хочу привести слова психолога, психофизиолога Теплова Б.М. о связи силы нервной системы и чувствительности. Он пишет, что »этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он непосредственно касается более широкого вопроса – можно ли считать слабый тип нервной системы безусловно «плохим» или неполноценным. Установленная нами зависимость показывает, что в слабости нервной системы имеются и положительные (высокая чувствительность, реактивность) и отрицательные(малая выносливость) стороны. То же относится и к противоположному полюсу – силе нервной системы. Каждое свойство нервной системы есть, на наш взгляд, диалектическое единство противоположных, с точки зрения жизненной ценности, проявлений. Такое понимание имеет принципиальное значение: оно снимает предположение о фатальной неполноценности лиц со слабой нервной системой».

  «Практическая задача … состоит в нахождении наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых».

Психолог СПб

Елена Никитина

8-921-964-95-95